Что выбрать: директивный или демократический тип управления в компании

Что выбрать: директивный или демократический тип управления в компании

Эффективность управления любой компанией во многом зависит от поведения руководства по отношению к подчиненным. К основным стилям управления социологи относят директивный (бюрократический) и демократический (коллегиальный). Первый считается жестким, второй – более мягким.

Бюрократический стиль

Такой тип управления свойственен в компаниях европейского и американского образца. Он присущ руководителям среднего звена, которые во всем руководствуются инструкциями и директивами. К примеру, напрямую обратиться к такому шефу нельзя, придется соблюсти регламент и форму подачи обращения.

Такая форма работы – не личная прихоть начальника, а результат деятельности целой плеяды менеджеров, их совместного опыта. А руководитель при этом контролирует эффективность каждого сотрудника.

К преимуществам директивного стиля относят:

  • четкое распределение должностных обязанностей;
  • дисциплину в коллективе;
  • отсутствие конфликтных ситуаций.

Каждый сотрудник работает на общую цель, не отвлекаясь на личностные отношения. Начальник всегда в курсе задач, над которыми работает подчиненный, у него есть возможность держать все под контролем.

Если компания переживает трудный период, именно такой «трезвый» подход к работе улучшает положение. Следуя прописанным в регламенте шагам, можно быстро выйти из кризиса.

У бюрократического стиля управления есть и минусы:

  1. Частое отсутствие инициативы со стороны сотрудников. В некоторых организациях инициатива приветствуется и поощряется. Но для этого нужно преодолеть ряд бюрократических проволочек.
  2. Минимум творчества в работе.
  3. Невозможность карьерного роста. Под руководством начальника-бюрократа подняться по карьерной лестнице крайне нелегко.

Демократический стиль

Приверженцы коллегиального управления любят решать задачи совместными усилиями. При выполнении работы руководитель советуется с подчиненными, учитывает их мнение, продвигает инициативы, умеет делегировать полномочия.

В работе преобладает творческое начало. Приветствуются креативные идеи и нестандартные решения.

К начальникам-демократам относятся многие современные руководители преимущественно молодого возраста. Их лозунг: «Давайте подумаем вместе!».

Плюсами такого стиля руководства являются:

  • сплоченность коллектива;
  • практическое отсутствие ошибок;
  • умение решать трудные задачи общими усилиями.

Чем больше людей трудится над выполнением задания, тем эффективнее будет ожидаемый результат.

В таком коллективе обычно благоприятный микроклимат, люди работают плечом к плечу годами, делят проблемы и радости. И даже сложные времена переживаются легче.

К недостаткам демократического стиля относятся:

  • невысокий дисциплинарный уровень;
  • минимум личной ответственности;
  • длительные раздумья над простыми задачами.

Если при директивном руководстве оговариваются четкие сроки сдачи результатов задания, при демократичном решение может затянуться. К тому же отсутствие персональной ответственности приводит к невозможности найти и привлечь к ответственности виновника срыва планов.

Иногда излишняя лояльность начальника может восприниматься подчиненными как слабость, и его перестают уважать.

Возможные ошибки

Руководитель, выбравший неправильный стиль взаимодействия с коллегами, рискует наткнуться на «подводные камни». Даже если задачи будут решаться, а бизнес процветать, возможны последствия:

  1. Нездоровая атмосфера в коллективе. Отсутствие организованности или, наоборот, слишком жесткие рамки не смогут удерживать работников на одном месте. Возникнет текучка кадров.
  2. Сорванные сроки. Излишне жесткому руководителю, как и чрезмерно мягкому, тяжело контролировать сроки выполнения задания. В одном случае подчиненные боятся проявить инициативу, а в другом – просто не желают.
  3. Отсутствие свежих идей. Руководитель-бюрократ запрещает мыслить креативно, а демократ не может определиться, чья идея самая приемлемая.

Таким образом, в каждом стиле управления есть свои достоинства и изъяны. Чтобы руководство оказалось максимально эффективным, стоит комбинировать их в зависимости от ситуации, то есть перейти к ситуационному управлению. Это возможно в отношении как целого коллектива, так и отдельных сотрудников.