В чем разница между стимулом и мотивацией

В чем разница между стимулом и мотивацией

Мотивация и стимулирование сотрудников – разные понятия. У них есть нечто общее, однако отличий гораздо больше, и они существенны. Стимулирование сотрудников, не имеющих мотивации, имеет лишь краткосрочный эффект.

Способы управления мотивацией 

Чтобы мотивировать сотрудника, необходимо знать и учитывать его истинные стремления и интересы. Помимо этих внутренних потребностей, есть и внешние мотивирующие факторы. Это профессиональные достижения коллег, которые вызывают желание конкурировать с ними и добиваться собственных высот. 

Руководитель должен поощрять здоровые амбиции сотрудников, а для этого важно хорошо знать своих подчиненных. Для кого-то из них основным фактором мотивации служат деньги, для кого-то – карьерный рост или высокий статус. Есть люди, которым важно получать награды и похвалы, а других мотивирует возможность общения с интересными людьми в процессе работы. Возможность гордиться компанией, в которой они работают – также прекрасная мотивация. 

Увлекательными должны быть и задачи, поставленные перед каждым сотрудником. Это во многом зависит от характера человека. Нужно учитывать, какая работа удовлетворяет его потребности, что важно для его самореализации. 

Мотивация – это естественный и осознанный мотив действий человека. Этот процесс сложный и многоплановый, и управлять им со стороны очень сложно. По этой причине большинство начальников предпочитают стимулирование сотрудников.

Как работает стимулирование 

Чтобы работник успешно справлялся со своими обязанностями, начальство стимулирует его различными способами. Один из самых популярных инструментов стимулирования – премия за досрочное выполнение задания, вручение награды. Бывают и нематериальные стимулы – публичная похвала или объявление сотрудника лучшим специалистом месяца. Стимул может выдаваться и авансом – чтобы работник старался оправдать ожидания руководителя в предстоящем периоде. 

Стимулирование, в отличие от мотивации, не требует от руководителя глубокого знания о своих подчиненных. Чтобы получить эти сведения, нужно провести хорошую психологическую работу. Не у всех есть навыки и время, чтобы сделать это. 

Стимулирование рекомендуется использовать только как дополнение к мотивации в некоторых случаях. Например, когда нужно выполнить срочное задание начальства, требующее большего вложения сил и времени, чем обычно.

Почему стимулы перестают действовать

Стимулирование без мотивации малоэффективно. Оно может быть неуместным. Одному сотруднику может не очень нравиться публичная похвала, а другой не настолько нуждается в премии, чтобы работать ради нее сверхурочно. 

К любому стимулу человек привыкает, начинает воспринимать его как нечто естественное. Если же сотрудника лишить такой привычной награды, он начнет игнорировать некоторые свои обязанности. Неэффективно и такое стимулирование, логика которого не понятна работникам. Кто-то из них старается больше, кто-то не старается, но премию получают все. 

Стимулирование может быть и неприятным, но это тоже стимулирование. К примеру, при опозданиях или несделанных вовремя отчетах начальство штрафует сотрудника. Бывает и так, что у работника нет выбора и он вынужден терпеть многие неудобства ради чего-то. 

Хорошие компании заинтересованы в поиске таких сотрудников, которые изначально мотивированы на работу в этом месте. Эти люди амбициозны и нацелены на профессиональное развитие. Задача руководителя – влиять на мотивацию подчиненных, растить ее. Глубоко мотивированные сотрудники способны принести успех компании, в которой работают.